В последнее время так и норовлю повысить свой культурный уровень. Была в Перми на премьере "Богемы" (а заодно наконец-то посмотрела на пермских курносых и скуластых деревянных Иисусов). Сейчас вот вернулась с "12 стульев" - тоже премьера у нас в "Коляда-театре".
Про "Богему" умолчу - чтобы написать что-то внятное, надо быть знатоком и ценителем, каким я не являюсь. А вот про "12 стульев", учитывая, что знаю роман почти наизусть, напишу.
читать дальшеНиколай Коляда очень бережно обошелся с классическим текстом, тем не менее трактовка получилась непривычная. Потому что два главных героя получили жесткую социальную привязку (что, собственно, и у авторов есть). Остап - действительно мелкий уголовник: интонации, жесты - все как у гопника, а не как у интеллигента, с мефистофельской усмешкой наблюдающего за советским житьем-бытьем (как играют Бендера в советских экранизациях). А вот Ипполит Матвеевич, он же Киса Воробьянинов - действительно бывший уездный предводитель дворянства (чин пятого класса, соответствующий статскому советнику и генерал-майору): интонации, жесты, манеры - все кричит "человек раньшенного времени".
Зато все остальные персонажи "отвязаны" и сливаются в единую пеструю массу обывателей, которых советская власть беспощадно выбила из привычной жизни и которые цепляются хотя бы за какие-то ее остатки. И прежде всего - за кис: плюшевых, фарфоровых, набивных. Весь спектакль сопровождают разухабистые шлягеры времен "угара нэпа": "Цыпленок жареный", "Лимончики", "Койфте, койфте папироссен" и много чего еще. Про то, что обывателям довелось пережить: разруху, голод, нищету, налеты ... Под них лихо отплясывают то жители Старгорода, то гости на свадьбе вдовы Грицацуевой, то посетители нового клуба железнодорожников. А еще хриплый голос с патефонной пластинки исполняет популярные дореволюционные шлягеры. Подозреваю, что Коляда отлично знал - Ильф, который вполне прилично играл на пианино, сочинил попурри из щлягеров 1900 - 1920 годов и любил исполнить его для гостей. Так сказать, российская история в эстрадном исполнении.
Вот среди всего этого разудалого веселья мечутся Бендер с Воробьяниновым. Один - чувствует себя как рыба в воде, моментально подстраиваясь к очередному персонажу (вдова Грицацуева, Эллочка с Фимой Собак и товарищ Изнуренков получились замечательно), в то время как Кисе - тошно, противно, непонятно, но он терпит. Терпит, пока не срывается. Финальный монолог Бендер произносит так, что желание зарезать его возникает не только у Кисы. Только толку от этого, как мы знаем, не будет никакого. Покойная теща обернется уборщицей в новом клубе и расскажет, куда делись драгоценности.
Поэтому в финале Киса вытащит на сцену ящик, ранее служивший столом в редакции газеты "Станок" и ляжет в него, захлопнув крышку. А веселая массовка и восставший из мертвых Бендер под "Лимончики" засыплют гроб могильной землей. А клуб - да, построен, прекрасный клуб. Зрители в нем и сидят ("Коляда-театр" - это бывший кинотеатр стиля "сталинский ампир").
В общем, будете у нас в Екатеринбурге - сходите. Не пожалеет
@темы:
культурологическое,
реклама,
просто история