А у меня случился настоящий праздник. Меня пригласили на семинар в село Чусовое. Для тех, кто далек от наших реалий - это старинное уральское заводское село, основанное Акинфием Демидовым и заселенное старообрядцами. Акинфий отличался примерно такой же толерантностью, как лорды британского Адмиралтейства: его было все равно, во что верят те, кто надрывается на его рудниках и заводах. Чусовое в ту пору звалось Старо-Шайтанка. Поставлено оно там, где речка Шайтанка (названная в честь вогульских идолов-шайтанов, с которым русским пришлось столкнуться на этой земле) впадает в Чусовую. Речку, само собой, запрудили, чтобы было чему вертеть колеса железоделательных машин. Получился типичный уральский вид:
читать дальшеПруд был нужен еще с одной целью - в нем копили воду, чтобы по весне спустить в Чусовую, и на приливной волне прогнать до Перми (и Камы) продукцию уральских заводов. Спускали все заводские пруды и мелкая река превращалась в могучий поток, провести по которому барку с железными слитками мог только опытный рулевой. Потому что Чусовая пробила себе путь в горах, и по берегам ее стоят скалы-камни, налетев на которые костей не соберешь в прямом смысле. Кого интересуют подробности - читайте "Золото бунта" Алексея Иванова. Вот это - Старо-Шайтанская пристань, а рядом с ней возвышается Шайтан-камень, пользовавшийся самой дурной славой.

А через реку перекинут висячий мост, на котором я было начала прыгать, но вовремя спохватилась, что боюсь высоты. И осторожно слезла на берег.

В двадцатом веке Старо-Шайтанка хлебнула всего, что положено, полной чашей: бои между красными и белыми, прорывавшимися к Перми, раскулачивание, войну... В сельском музее (в селе имеется замечательный школьный музей, а когда-то была и колхозная картинная галерея) висит список мужиков, которые ушли на фронт и не вернулись. 278 человек. Половина пропала без вести. Четверть погибла под Сталинградом. Учительница-экскурсовод, когда туристы уходят, и остаются только свои, рассказывает, как один ее дед не подлежал призыву (ему было 56 лет), но председательнице сельсовета пришла повестка на сына, и она пожертвовала чересчур активным и требовательным мужиком. Через месяц пропал без вести под Москвой. Второй дед вернулся. С молодой женой. И бабке пришлось поднимать троих детей самой. Рассказывает еще об одном родственнике, который на фронт не попал, а "привезли его в сорок седьмом из Тагила, из трудовой армии никакого", и он скоро умер. Несмотря на страшную российскую историю, село живет. Колхоз преобразовали в ОАО и подвигом (другого слова не подберу) директора в 1992 году открыли новую школу. Спасли, что могли (включая скульптуру Эрнста Неизвестного) из разоренной картинной галереи. Провели сотовую связь. Церкви в селе нет, но она и не нужна: старообрядцы все равно в никонианскую церковь не ходят, а молятся по домам.

Как говорится, "везде следы довольства и труда", и уровень ухоженности, по российским меркам просто высочайший.

Вот, на деревенской улице цветут тигровые лилии. И еще как цветут! Сразу вспоминается их уральское название "саранки":

С некоторых пор село облюбовали художники: покупают избы, пишут на пленере, а сельчанам дополнительный заработок. Еще и фестиваль "Чусовая России" проводят (куда я, собственно, и была приглашена). Вот организатор фестиваля и замечательный человек Борис Петров (сотовая связь - результат его связей в том числе).

А это банька (настоящая банька, из метровых бревен) и сад его жены, Аллы Лемачко, сотрудницы екатеринбургской филармонии. Которая вечером ставит крынки с молоком в русскую печь, а с утра угощает гостей кофе с топлеными сливками.

И их любимая кошка Дуся, которая деревню не одобряет, но терпит.

В общем, отдохнула душой. Одна беда - детей в селе мало. Новая двухэтажная школа рассчитана на 250 человек, а учится 50. Но хочется верить, что Чусовое преодолеет эту беду и будет стоять и дальше.
@темы:
путешествия,
природа,
просто история
типичный уральский вид
Ага, в Наилах под Миассом почти так же. Только горы вокруг. ))
blue fox, никто не выживет. Петровы, которые меня пригласили, честно сказали - бывать хотелось бы почаще, но жить постоянно - нет. Недельку бы я так пожила (при условии наличия электричества и газа).
Недельку бы я так пожила (при условии наличия электричества и газа).
А там газа нет? Электричество-то всяко должно быть.
ужасно хочется покоя, но умом понимаю что в такой глуши я просто не выживу, не хватит сил бороться за существование
Примерно с такой мыслью я позавчера проезжала мимо деревенек на пару десятков домов и просто одиноких домиков в наших горах. Тишина, покой, вокруг красота нереальная, еще наверняка и интернет есть. Но как-то все равно
А жить в тиши и глуши никто не берется. Хотя побывать - очень славно. Я даже спросила, сдаются ли в Чусовом дома туристам. Оказалось, что нет.